Новости в нашем Телеграм канале Подписаться ×

Протекционизм в Узбекистане: быть или не быть?

Протекционизм в Узбекистане: быть или не быть?

Фото: «Google.com»

В последнее время между экономистами и предпринимателями разгораются споры относительно применения ограничений на импорт в экономической политике страны. Эти споры перекочевали и в социальные сети, где продвигаются разные популистские мнения, что свою очередь, оказывает влияние на среду осуществления экономических реформ.

В чем суть вопроса?

Предприниматели, наладившие производство, просят у государства принять меры защиты от импортной конкуренции за счет повышения таможенных пошлин. В экономической теории данный феномен называется протекционизмом и в этом процессе страна или региональный блок из нескольких стран вводят ограничения на внешнеэкономические операции (в основном пошлины на импорт) с целью защиты своих экономических интересов. 

В настоящее время широко применяются такие методы протекционизма, как внедрение тарифов, квот, субсидий, сертификации, требований использования национальной продукции, административных барьеров, антидемпинга и управления валютного курса.

При замедлении процессов экономического развития страны растет актуальность политики протекционизма. Экономический кризис 2009 года свел на нет всю работу по либерализации мировой внешней торговли за последние 30 лет. Повышение импортных пошлин считается одним из легких способов, направленных на сокращение дефицита бюджета, особенно, в случае ослабления государственных финансов из-за снижения экономической активности. 

Что говорит история?

Внедрение в США (1930 г.) тарифов Smoot-Hawley считается одним из самых больших протекционистских шагов в истории. Тогда сторонники протекционизма вынесли на общественное обсуждение проект закона, руководствуясь такими причинами, как необходимость защиты «новорожденных» секторов экономики, создание местных рабочих мест, сохранение секторов, связанных с национальной безопасностью, и защита потребителей.

Тогда команда из числа 1 028 известных американских экономистов направила Президенту Герберту Гуверу петицию о том, что введение данных тарифов нецелесообразно. Противники движения протекционизма считали, что по причине высоких тарифов у потребителей сократится возможность выбора, вырастет инфляция, а «новорожденные» секторы все равно не будут развиваться. Более того, они выступили против протекционизма и предупреждали о его последствиях как возникновение торговых войн из-за ответных протекционистских мер со стороны других стран.

Президент Герберт Гувер, несмотря на то, что и сам был против этого, но под давлением различных бизнес кругов и своей партии подписал закон, не воспользовавшись правом вето. Сразу же последовала реакция других стран. Так, Канада также объявила высокие импортные пошлины.В результате стали разгораться торговые войны, что еще больше усугубило экономическую депрессию.

Начиная с этого период в мировой экономике набирают силу действия, направленные на либерализацию внешней торговли, формируются внешнеторговые концепции на основе принципа торговать выгоднее, чем не торговать (tradeisbetterthannotrade), создается всемирная торговая организация и подписываются многосторонние договоры. Среди западных стран, особенно, после Второй мировой войны, в качестве экономического принципа была общепризнана свободная экономическая торговля, что привело к минимизации торговых барьеров.

Идея свободной внешней торговли была построена на основе теории сравнительных преимуществ, выдвинутой Давидом Рикардо 300 лет назад. Согласно данной экономической модели, свободное движение (без ограничений) всех производственных ресурсов на международном уровне повышает экономическую результативность, ресурсы приносят максимальную выгоду, тем самым служат повышению благосостояния населения.

Если отсутствует свободное движение производственных ресурсов между странами, то нет возможности увидеть практические результаты данной идеи. Самую высокую форму специализации на основе принципов сравнительного преимущества можно увидеть в колониальный период. В тот период исходя из сравнительных преимуществ все развивающие государства специализировались на производстве сырья, а развитые страны — на производстве продукции из сырья с высокой добавленной стоимостью.

Почему государства применяют протекционистскую политику?

С точки зрения экономической теории, сравнительное преимущество один из оптимальных случаев, но стремящиеся к развитию страны всегда стараются поддержать секторы, занимающиеся производством продукции с добавленной стоимостью, или повысить благосостояние населения путем осуществления структурных изменений. В ходе этих процессов государство вынуждено использовать некоторые протекционистские меры.

Нельзя отрицать тот факт, что свободная торговля приводит к увеличению реальных доходов, но в тоже время и в сохранении уровня местного самообеспечения есть реальная польза для благополучия страны.

В связи с этим, целесообразно привести часто используемое экономистами высказывание Кейнса о том, что он поддерживает не тех людей, которые повысили экономические барьеры между народами на самый высокий уровень, а, наоборот, тех, кто снижает их на самым низкий уровень. Мнения, знания, культура, гостеприимство, путешествия — это ценности, которые по своей природе должны быть международными. Однако производство товаров в логически обоснованной степени должно быть местным. И, самое главное, финансирование в первую очередь должно быть местным.

В XX веке в теории экономического развития стали применяться другие методы протекционизма, то есть метод импортозамещающей индустриализации (importsubsitutionandindustrialization). Данный метод стал популярным в XX веке, однако он был выдвинут еще в начале ХVIII века немецким экономистом Фридрихом Листом. По его мнению, импортные пошлины — это инвестиции в повышение эффективности страны в будущем.

Один из основателей Америки Александр Гамильтон за счет применения разных импортных пошлин в период начального развития США успешно профинансировал крупные государственные расходы. В 80—90 годы Международный валютный фонд и Всемирный банк при выдаче развивающимся странам кредитов на программы структурной перестройки (Structural adjustment programs (SAPs)) требовали прекращения программ импортозамещающей индустриализации. Многие страны тогда досрочно завершили данные программы развития.

Импортозамещающая индустриализация в свое время также считалась одним из актуальных направлений для осуществления структурных изменений экономики страны. Например, в качестве исследования, проанализировавшего политику импортозамещения, можно привести научную статью старшего экономиста Всемирного банка Дипака Маздумара от 1991 года «Импортозамещающая индустриализация и маломасштабный протекционизм: опыт текстильной отрасли Индии». Согласно данной статье, в начальный период развития Индии политика развития промышленности была неразрывно связана с внешнеторговой политикой. Государство в этот период особенно сильно защищало текстильную промышленность.

Высокие протекционистские меры, направленные на защиту текстильной промышленностив Кореи в 1950—1960 годах стали ключевыми шагами на пути развития экспортного потенциала в этой стране. В середине 60-х годов в Корее возможность свободного импорта была предоставлена лишь предприятиям-экспортерам. Политика обесценивания курса валют относительно уровня инфляции позволила компенсировать убытки экспортеров вследствие повышения цен, расширить их возможности.  

Несмотря на то, что свободная торговля является одним из самых поддерживаемых экономистами подходов, однако не существует универсальной внешнеторговой политики, которая одинаково бы подходила для всех стран. После создания Всемирной торговой организации были ограничены возможности контроля внешнеторговых операций через тарифы и квоты, однако вместо них были разработаны сложные методы защиты.

К примеру, стали использоваться такие новые методы защиты внутреннего рынка, как стандартизация, сертификация, антидемпинг и антисубсидирование. По этой причине экономическая политика развивающихся стран во многом уникальна, она может не соответствовать общепринятым теоретическим взглядам, а в некоторых случаях,  и вовсе противоречить им.

Какой путь следует выбрать?

Политику протекционизма нельзя оправдать тем, что при осуществлении протекционистской политики «выгода победителей больше чем ущерб проигравшей стороны и этим полезна для общества».

В первую очередь, обоснованием для осуществления протекционистской политики может стать внедрение механизмов возмещения государством ущерба проигравшей стороны  за счет выгоды  победителей.

Протекционизм имеет право существовать  в качестве одного из экономических методов, которые могут применяться на этапе экономического развития. Чтобы он был эффективным, требуется наличие следующих условий:

1. Наличие условий для технологического развития защищаемых секторов. К примеру, если мы перевезем производство телевизоров из Китая в Узбекистан, то технологического развития у нас не будет. Мы не сможем производить телевизоры дешевле чем в КНР, и не сможем с ними конкурировать. Для развития защищаемых секторов необходимы специалисты и усиление научного потенциала.

2. Наличие у данных секторов долгосрочных стратегий развития и инвестиционных программ. Данные программы должны включать мероприятия по поэтапному повышению конкурентоспособности.

3. Наличие подхода поэтапного сокращения методов протекционизма  и подготовки производителей к свободной конкуренции. К сожалению, в мировой практике сложно найти хороший опыт по определению оптимальной временной длительности  защиты отраслей.

К примеру, с 1985 года автомобильная промышленность в Малайзии так и не смогла выпустить конкурентоспособную продукцию, несмотря на то, что были введены высокие импортные тарифы для ее защиты.

Daniel Borer (2018) в исследовании сделал вывод о том, что вследствие защиты внутренней автомобильной промышленности наблюдаются высокие потери, и что данный метод не оправдал себя в качестве меры сохранения собственный автоиндустрии. Он предложил снизить импортные ограничения для повышения конкурентоспособности.

Послесловие

В завершение стоит отметить, что самым существенным фактором при поиске ответов на эти спорные вопросы является  осуществление глубоких научных исследований в данной сфере.

Только на основе сложных расчетов, полученных путем научных изысканий и применения современных методологий, можно выбрать оптимальный путь экономической политики для повышения благополучия страны.

Минимизация влияния и давления на экономическую политику разных популистских высказываний, формируемых в социальных сетях и СМИ, также является очень важным фактором.

Х. ОБИДОВ, сотрудник Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции

Комментарии 0

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Вход

Заходите через социальные сети