Новости в нашем Телеграм канале Подписаться ×

Как Эстония стала лидером в области электронного правительства

Как Эстония стала лидером в области электронного правительства

Фото: «Google.com»

Смелые инициативы Эстонии в области цифровых технологий помогли ей занять место в самых высоких эшелонах Индекса развития электронного правительства ООН. Предлагаем вам узнать, что другие страны могут извлечь из успешного опыта электронного правительства этой страны.

Европейская страна Эстония имеет богатую историю. Но в XXI веке она, пожалуй, наиболее известна тем, что смотрит в будущее благодаря созданию впечатляющей системы электронного правительства.

Эстония входит в группу стран, находящихся в верхних эшелонах Индекса развития электронного правительства ООН (EDGI). Ее граждане и государственные служащие могут получать доступ к широкому спектру услуг в режиме онлайн с безопасным использованием цифровых удостоверений личности, в том числе совершать платежи, получать полный доступ к медицинским записям и интернет-голосованиям.

Эстония строит свое электронное правительство с середины 90-х годов, вскоре после провозглашения независимости. Программа продолжает оставаться в центре внимания благодаря смелым новым цифровым инициативам, таким как система электронной резидентуры. Она дает человеку в любой точке мира возможность получить цифровой идентификатор, выданный правительством и полный доступ к государственным электронным услугам Эстонии.

Сегодня 99% государственных услуг доступны онлайн 24/7, 30% эстонцев используют i-Voting, а сокращение бюрократии, по данным статистики, позволило сэкономить 800 лет рабочего времени.

По словам Артура Миколеита, старшего главного аналитика Gartner, специализирующегося на цифровом правительстве, успех Эстонии свидетельствует о работе, которую она проделала, создавая строительные блоки в конце 1990-х и начале 2000-х годов.

«У Эстонии была правильная основа в самом начале», - говорит Миколайт. «Если вы задумываетесь о модернизации администрации, о внедрении предоставления услуг цифрового правительства или о предоставлении более качественных услуг гражданам, вам нужно предусмотреть несколько вещей, которые они сделали на раннем этапе».

По словам Миколеита, было три ключевых основополагающих проекта:

оцифровка реестров государственных органов для предоставления необходимой информации для поддержки электронных услуг;
создание платформы X-Road, которая соединяет множество различных систем, используемых в государственном и частном секторах, и позволяет им обмениваться информацией;
а также предоставление гражданам средств безопасного доступа к онлайн-сервисам путем цифровых идентификационных карт и создания цифровых подписей, эквивалентных рукописным подписям.
Ранний успех электронной коммерции и электронного банкинга в стране также помогли популяризировать и способствовать принятию идеи использования услуг онлайн.

«Люди совершали важные манипуляции в интернете, идентифицируя себя там, и на этом основании можно было также расширяться в правительственный мир», - говорит Вольфганг Дрехслер, профессор управления в Таллиннском технологическом университете в Эстонии.

Репутация Эстонии как первопроходца, может быть, частично объяснена ее небольшими размерами и доверием правительству, говорит Миколайт из Gartner. «Небольшие страны, которые являются более продвинутыми, могут возглавить определенные типы проектов. Эстония экспериментирует с цифровым посольством, электронным резидентством, пробует Blockchain в различных областях».

Хотя этот успех иногда объясняется тем, что после объявления независимости от Советского Союза в начале 1990-х годов у Эстонии было все необходимое для работы. Миколайт из Gartner говорит, что это не так, указывая на то, что Латвия и Литва находились в таком же положении, но у них нет аналогичного успеха.

Эстония, возможно, была в авангарде электронного правительства, и ее программы все еще могут быть престижными, но за прошедшие годы другие страны превзошли ее в определенных областях, и в 2018 году она опустилась на 16-е место в рейтинге EDGI ООН.

«Положение на государственной службе не самое лучшее в Европе, не говоря уже о мире», - говорит Дрехслер. «В Эстонии у вас нет мобильных платежей, вы не платите с помощью приложения, вы платите картой. Некоторые люди скажут, что это архаично в 2019 году», - говорит он, давая пример того, насколько широко распространены платежи с помощью мобильного телефона, в таких странах, как Китай.

Несмотря на то, что электронные услуги страны в некоторых отношениях заменяются, Дрехслер подчеркнул, что предложения Эстонии в целом все еще очень хорошие. Дрехслер говорит, что также важно не сбрасывать со счетов роль программы электронного правительства Эстонии в укреплении мировой репутации страны. Он говорит, что некоторые инициативы, такие как хваленая программа электронного резидентства, более важны с точки зрения пиара, чтобы укрепить идею о том, что Эстония является цифровой электростанцией, практическим проектом.

Чему могут научиться другие страны из подхода Эстонии?

Странам следует быть осторожными, чтобы не повторять подход Эстонии слишком идентично, говорит Дрехслер, из-за уникального характера страны, с ее небольшими размерами и доверительными отношениями между гражданами и правительством.

«Европейским странам очень интересно смотреть на Эстонию, но очень сложно перенести что-то из этой специфической среды. Вы можете многому научиться у Эстонии на техническом уровне, как делать определенные вещи».

Вместо того, чтобы пытаться следовать эстонской модели полным образом, Миколеит говорит, что европейские страны проводят действительно впечатляющие цифровые изменения, вдохновленные Эстонией, Данией, а также государственной службой Великобритании, ссылаясь на недавние инициативы во Франции и Италии.

«Такие страны, как Франция и Италия, были вдохновлены тем, что Великобритания и Северные страны делают, чтобы привнести дизайнерское мышление в государственный сектор».

Миколайт описывает это мышление как «приглашение пользователей высказать свое мнение о том, как функционирует сервис», в сочетании с экспериментами и итерациями по прототипам для улучшения этого сервиса.

«Речь идет о внедрении информационной культуры инноваций и экспериментов, это очень важно для государственных администраций в настоящее время, и это показывает хорошие результаты», - говорит он, имея в виду, что Германия недавно запустила свой правительственный портал в бета-версии.

Эстония также предлагает наглядный урок, как справляться с неудачами в электронном правительстве. ИТ-проекты государственного сектора, как известно, не всегда работают гладко, и у Эстонии была своя доля проблем - совсем недавно, в 2017 году, было обнаружено, что оборудование, лежащее в основе обязательных идентификационных карт страны, уязвимо для атак. Правительство приняло решение быстро созвать пресс-конференцию, чтобы проинформировать страну о риске и о том, что граждане должны быстро обновить сертификаты своих удостоверений личности, чтобы устранить риск кражи личных данных.

«Когда проблемы с идентификационными карточками стали достоянием общественности, критики были приглашены в Таллинн, чтобы публично рассказать о них и посмотреть, что можно сделать, и это действительно сняло много проблем как внутри, так и за пределами Эстонии», - сказал Дрехслер. «Это хорошая модель из Эстонии, и это положительный пример, из которого другие правительства могут извлечь уроки».

В конечном счете, переосмысление Эстонии в качестве лидера в области электронного правительства демонстрирует остальному миру важность определения новых и более эффективных способов предоставления государственных услуг и того, как выгоды от этого, как правило, перевешивают риски, говорит Миколайт из Gartner.

Комментарии 0

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Вход

Заходите через социальные сети