Новости в нашем Телеграм канале Подписаться ×

Министерство юстиции: содержание учебников по правовым дисциплинам в школах — неудовлетворительное

Министерство юстиции: содержание учебников по правовым дисциплинам в школах — неудовлетворительное

Foto: «Xabar.uz»

Обеспечение верховенства  закона и воспитание личности в духе уважения к закону во многом связано с качеством системы правового образования и уровнем правовой культуры населения.

Специалисты Министерства юстиции Республики Узбекистан изучили учебные программы по правовым дисциплинам, которые преподаются в общеобразовательных школах, академических лицеях и колледжах, а также исходя из требований к правовому образованию содержание литературы и учебников, рекомендованных для восьмых классов, — «Основы государства и права Узбекистана» (опубликован в 2014 году), девятых классов —«Основы конституционного права» (опубликован в 2014 году), десятых классов — «Основы государства и права» (опубликован в 2017 году), одиннадцатых классов — «Основы государства и права» (опубликован в 2018 году).

Анализ показал, что в данных учебниках вопросы государства и права, правовые понятия и термины описаны сложным языком, без учета способностей учеников к запоминанию, их мышления, возраста и психофизиологических особенностей. К примеру, в учебнике для восьмых классов 25 тема посвящена министерствам внутренних дел и юстиции, нотариальным конторам и адвокатуре. В ней приводится такое понятие: "адвокатом в Республике Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, имеющий высшее юридическое образование и получивший в установленном порядке лицензию (разрешение) на право занятия адвокатской деятельностью. Для получения лицензии гражданин обязан сдать квалификационный экзамен" (стр. 144). Это официальное юридическое правило, которое не понятно для ученика.

В учениках для девятых классов тексты отдельных тем приводятся с нарушениями правил узбекского литературного языка. В том числе, на 9-й странице — “Барча давлат органлари ўз актларининг” (“Все государственные органы свои акты”), на 18-й странице — “демократия ва ижтимоий адолат идеалларини тан олиш” (“признание идеалов демократии и социальной справедливости»), на 20-й странице — “норматив-ҳуқуқий акт” («нормативно-правовой акт»). Кроме того, в некоторых темах не раскрыта суть и значение таких терминов, как «правой идеализм и правовой нигилизм» (14 стр.), «мажоритарный” ва “пропорциональный» (157 стр.).

В первой главе учебника для десятых классов приводятся параграфы 1-§. “Ҳуқуқ — шахс ва давлат муносабатларининг мустаҳкам асоси” («Право — прочная основа отношений личности и государства»), 3-§. “Бирлашган Миллатлар Ташкилотининг мақсад ва вазифалари” («Цели и задачи Организации Объединенных Наций»), 4-§. “Ўзбекистон Республикаси фуқаролиги” («Гражданство Республики Узбекистан»),  5-§. “Инсон ҳуқуқ ва эркинликларини ҳимоялаш механизми”( «Механизм защиты прав и свобод человек»), которые по смыслу не подходят общему содержанию.

Нарушение логики и последовательности при раскрытии правовой информации приводит к тому, что у учеников формируется неверное представление о праве, а, как следствие, растет уровень правовой безграмотности.

Так, в учебниках для 11 классов представлены темы, которые сложны для освоения не только школьниками, но и взрослыми. К примеру, “Фуқароларнинг Конституция ва қонунларда мустаҳкамлаб қўйилган ҳуқуқ ва эркинликларига қарши жиноятлар” («Преступления против прав и интересов граждан, закрепленных в Конституции и законах») , “Оилага, ёшларга ва ахлоққа қарши жиноятлар”, («Преступления против семьи, молодежи и нравственности»), “Тинчлик ва хавфсизликка қарши жиноятлар”, («Преступления против прав мира и безопасности» ), “Бошқарув тартибига қарши жиноятлар” («Преступления против порядка управления»), “Ахборот технологиялари соҳасидаги жиноятлар” («Преступления в сфере информационных технологий»).

В действительности данная правовая информация для студентов 2-3-х курсов системы высшего юридического образования. Они преподаются студентам в виде отдельных дисциплин после того, как они получат фундаментальные знания и навыки по юриспруденции

По вышеприведенным и другим подобных фактам Министерством юстиции подготовлены обоснованные аналитические материалы, которые предоставлены Министерству народного образования Республики Узбекистан. В дальнейшем оба министерства намерены тесно сотрудничать по данному вопросу.

Для устранения выявленных недостатков и проблем Министерство юстиции с привлечением полномочных и заинтересованных государственных органов разрабатывает «Дорожную карту» по созданию учебников нового поколения по правовым дисциплинам.

В данной «дорожной карте» определены конкретные задачи по совершенствованию юридического образованию и литературы. В том числе предусмотрено:

во-первых, на основе международных стандартов и с учетом передового зарубежного опыта пересмотреть учебные планы, учебные программы правовых дисциплин и минимальные требования к правовому образованию учащихся общеобразовательных, средних специальных и профессиональных образовательных учреждений;

во-вторых, пересмотреть с критической точки зрения имеющиеся учебники и отредактировать их, привлечь профессиональных авторов (педагогов,  юристов, филологов, психологов, художников-дизайнеров) и создать новые учебники, опубликовать их после получения положительных отзывов и рецензий специалистов;

в-третьих, принять меры по привлечению специалистов-правоведов (юристов) к ведению правовых дисциплин в школах с целью качественного образования учащихся, формированию у них представления о национальной правовой системе;

в-четвертых, разработать методическое пособие по современным методам и средствам обучения правовых дисциплин совместно с учеными-педагогами и юристами для обеспечения единства подходов в правовом образовании.

Стоить отметить, что повышение правовой грамотности в обществе и правовой культуры населения напрямую зависит от масштаба правовых дисциплин в системе образования, степени обеспеченности учебных заведений качественными учебниками.

Комментарии 0

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Вход

Заходите через социальные сети